Создатель системы ESP получил звание изобретателя года

Bocsh Smart Car

Голландский изобретатель Антон ван Зантен, который уже много лет работает в компании Robert Bosch GmbH, выиграл престижную европейскую награду "Изобретатель года". Награда является оценкой его значительного вклада  в разработки, связанные с безопасностью автомобилей. Ван Зантен изобрёл и разработал систему курсовой устойчивости автомобиля ESP (от англ. Electronic Stability Program), благодаря которой уже предотвращены сотни тысяч серьёзных аварий.

Предположим вы едете за рулём автомобиля и из едущего вапереди вас грузовика вываливается коробка. Скорее всего, вы быстро вывернете руль, чтобы от неё увернуться; в противном случае вы просто с ней столкнётесь. Но данный манёвр грозит тем, что машина уйдёт в занос и при этом высоки шансы серьёзной аварии. В такой ситуации в автомобиле срабатывает система ESP (при её наличии). Система распределяет тормозные усилия по определённым её логикой колёсам таким образом, что автомобиль сохраняет устойчивость на дороге и водитель не теряет управление.

Всё это происходит в течении одной секунды; гораздо быстрее, чем человек способен отреагировать. ESP использует, в частности, множество датчиков, микропроцессор и интеллектуальный алгоритм работы. Не менее сорока процентов дорожно-транспортных происшествий вызваны заносом. ESP это предотвращает. Компания Bocsh приводит статистику: благодаря изобретению Ван Зантена в мире случилось на 260 000 дорожно-транспортных происшествий меньше и около 8500 остались в живых.

Вот что рассказывает сам Антон ван Зантен в интервью голландскому изданию Kennislink:

"Это так много... Меньше серьёзных травм и несчастных случаев на одно моё изобретение, я чувствую себя очень особенным".

Откуда у Вас появилась идея сделать автомобили более безопасными?

В начале семидесятых годов, когда я окончил Корнельский университет в США, я работал над оптимизацией программ управления автомобилями. Я исследовал время торможения и рулевого управления. В последующие годы, когда я учился в университете Штутгарта и работал в немецкой компании Bosch, начал изучать ABS, которая предотвращает блокировку колес при резком торможении, которая существовала уже тогда. Я хотел усовершенствовать её, чтобы автомобиль был ещё более безопасным. Мой второй начальник на Bosch был, как и я в восторге от этой идеи, и я получил право и поддержку на её развитие".

Когда Вы впервые начали разрабатывать ESP не было ясно , что у Вас все получится. Сколько времени ушло на это препятствие?

"Были много проблем. Была, например, заминка в том, что для работы системы нужно много вычислительной мощности. Я помню, когда мы сделали первые испытания в восьмидесятых годах и на пассажирском сидении стоял компьютер весом в 15кг, так как в противном случае мы не могли обработать все данные. В багажнике был резервный генератор, потому что мы нуждались в дополнительной электроэнергии. Мы сделали тесты со всем этим оборудованием, но нужны были ещё места для водителя и программиста ".

Заглядывали ли вы наперёд? Теперь у нас есть датчики везде. Мобильный телефон уже набит ими. Но Вы успешно разрабатывали и испытывали в то время,  когда ещё датчиков не было в таком количестве.

"В общем ESP использует восемь датчиков. У нас было несколько датчиков, интегрированных в рулевое колесо в восьмидесятых годах, чтобы установить, когда водитель собирался поворачивать. Кроме того, есть еще датчики, которые определяют вращение транспортного средства ".

По Вашему мнению, что можно ещё улучшить в безопасности автомобиля?

"Много работаем над улучшениями и дополнениями ESP. Как например, чтобы избежать раскачивания прицепа или предотвращения выезда за пределы проезжей части. ESP является базовой системой, с которой эти типы расширений будут хорошо работать. Я ожидаю, что автоматизированное вождение будет реальным в ближайшие годы. Датчики становятся все более точными и меньшими, и которые делают возможой ситуацию, когда многие автомобили могут обмениваться данными друг с другом ".

Но это же автомобиль. Удовольствие от вождения не теряется?

"Я становлюсь старше. Для пожилых людей, это здорово, если они могут положиться на дороге на автомат. Это будет в любом случае  намного безопаснее. Даже о ESP мне однажды сказали: "Эта техника делает вождение более увлекательным." Потому что с ESP вы больше не можете дрифтовать. Другие же думали, что водители собирались идти на ненужный риск. Но это не так. В конце концов, машина стала гораздо безопаснее на дороге. И это всё, что нам нужно? "