Как выбрать АКБ

Странное дело – ни один производитель автомобильных аккумуляторов не скажет вам точно, сколько послужит сделанная на его заводах батарея. И не потому, что хочет утаить нечто, – просто, сам не знает.

В годы далекой молодости моему закадычному другу отец отдал свой автомобиль – почти новый и вполне симпатичный седанчик. Друг гонял на нем лет десять: мотался на деревню к дедушке, катал барышень, возил картошку и капусту. Окончил вуз, получил квартиру, родился сын... Однажды приходит расстроенный: аккумулятор на машине, говорит, сел, где теперь новый брать? Где всегда покупал, отвечаю, там и бери – что не ясно? А не покупал, говорит, ни разу – всегда один был, тот, еще отцовский… Человек не особенно подкованный технически, он всегда думал, что аккумулятор – это и не расходник вовсе, а такая же деталь, как, скажем, распредвал или стартер. И аккумулятор ему ни разу за десять лет не подал повода для сомнений. Пораженный в самое сердце, я побежал смотреть под его капот: что за чудо технологий досталось ему в наследство? Но там стояла обыкновенная, совершенно невыразительная, запыленная и вся исцарапанная батарея в белом полупрозрачном корпусе…

Секретные условия

Эту давнюю историю я рассказал экспертам Bosch на недавней киевской выставке «Автосервис Шоу», во время семинара по источникам тока. И спросил: как могла самая обычная батарея прослужить две пятилетки? И мне ответили: это были правильные условия эксплуатации.

Именно этими магическими словами производители объясняют и тот факт, что никто из них не может озвучить срок службы даже самой современной батареи. Уж слишком это уязвимый продукт, слишком зависящий от внешних факторов. Даже при формальном соблюдении всех условий гарантии АКБ можно «положить» за год. (Что, кстати, нередко и бывает, хотя ответственные производители признают это гарантийным случаем и меняют товар на новый).

Что же это за правильные условия? Они известны давным-давно, но мы, водители, также давным-давно игнорируем их. При том что богатое автомобильное оборудование стало потреблять электроэнергию куда охотнее. А ведь главный фактор долгой жизни свинцово-кислотного аккумулятора – он должен как можно меньше времени пребывать в незаряженном состоянии: разряженный аккумулятор сульфатируется и теряет емкость. Это происходит незаметно. Я думаю, минимум половина автомобилей на наших улицах ездит с полупосаженными батареями. Тех порций энергии, которые в них остаются, обычно хватает для запуска исправного двигателя, для работы радио на стоянке, для поддержания генератора при ожидании у светофора – и водитель спокойно ездит, не догадываясь о назревающей проблеме, которая при первых же морозах обойдется ему в пару тысяч гривен.

Хроническая усталость

Почему АКБ бывает хронически не заряжена? Потому что энергия, которую она отдает при холодном утреннем запуске двигателя и его последующих стартах, не восполняется от генератора в течение дня. Слишком коротки наши городские поездки, слишком много ватт потребляется электрооборудованием современной машины ежеминутно. Одновременно включенные фары, дворники, отопитель, подогревы стекол и сидений окончательно заваливают энергетический баланс на борту автомобиля. Но у тех, кто хотя бы раз в неделю выбирается в загородную поездку – километров за 100, аккумулятор восстанавливает заряд, и его пластины не сульфатируются.

А если все поездки сугубо городские, да еще в пробках и тянучках, желательно каждые два-три месяца заезжать к электрику для проверки и подзарядки АКБ. Профессиональные автоэлектрики располагают точным оборудованием. Например, прибор Bosch ВАТ 131 проверяет все основные показатели батареи, как новой, так и старой, при этом аккумулятор можно не снимать с автомобиля. Кроме того, этот тестер выдает распечатку с результатами проверки, где указывается рекомендация: или зарядка АКБ, или, увы, ее замена.

Процесс заряда аккумулятора тоже важен, не зря мы говорим о визите на СТО, а не на ближайшую автостоянку, где у сторожей тоже можно найти какое-нибудь самопальное устройство. Дело в том, что, регулируя параметры зарядки, можно влиять на долговечность батареи. Например, полностью разряженную батарею лучше заряжать малым током – не 10% от ее емкости в А•ч, а порядка 1,0-1,5А. Нужно менять значения тока и напряжения зарядки при нагреве аккумулятора, при кипении электролита, при появлении признаков окончания заряда. Все это может контролировать автоматика современных зарядных устройств. Так, вы можете быть спокойным за свой аккумулятор, если видите у электрика на СТО одну из компактных «бошевских» автоматических зарядок серий C1, C3 и C7.

Со своей стороны конструкторы ведущих марок тоже стараются сделать аккумуляторы более живучими. Нужно сказать, что самый широкий набор конструктивных мер в этом направлении применяется в аккумуляторах марки Bosch – такого пока нет больше ни у кого.

 

    А что внутри?

Так, премиальные АКБ «бошевских» линеек S4, S5 и S5A обладают пониженным внутренним сопротивлением, благодаря чему заряжаются быстрее. Еще один секрет – в особо тонких пластинах (0,7 мм), которых помещается в каждой банке на одну пару больше. В результате такая батарея восполняет затраченную на холодный старт энергию за несколько минут работы двигателя, в то время как обычная – за 0,5 часа при прочих равных условиях.

С другой стороны, химики и конструкторы стараются «организовать» электролит, чтобы он работал в каждой банке наиболее эффективно. Bosch использует тут технологии EFB и AGM. В первой положительная пластина покрыта пленкой из полиэстера для удержания активной массы, во второй и вовсе электролит связан, как губкой, абсорбирующим стекловолокном, плотно окружающим пластины. Также в некоторых мощных батареях для грузовых автомобилей компанией применяется оригинальный смешиватель электролита, препятствующий его расслоению и, соответственно, сульфатации нижней части пластин.

 А еще для долговечности батареи имеет значение – кто бы мог подумать! – способ, которым получены решетки пластин. В большинстве аккумуляторов Bosch применяется не литье и не просечка, а штамповка. Это технология PowerFrame, она самая дорогая, но сохраняет нетронутой кристаллическую структуру свинца и дает еще несколько преимуществ.

 Кстати, о свинце – а вы знаете, что при выборе батареи стоит ориентироваться на вес? Чем тяжелее АКБ, тем лучше. Ведь чем больше производитель сэкономил на самой дорогой составляющей – свинце, тем хуже будут характеристики аккумулятора. Впрочем, одно «но»: важен реальный вес, поскольку далеко не все производители пишут правду на этикетках. Собственно, это мы уже подошли к вопросу выбора.

Как подобрать АКБ

Подбор батареи по параметрам – тема настолько емкая, что достойна отдельной публикации. Но, даже зная габариты, емкость, полярность и прочее, муки выбора все равно будут жестокими. В продаже десятки батарей с одинаковыми заявленными характеристиками, какую брать – ведь внутрь-то не заглянешь? Ответ прост: как и любой сложный товар длительного пользования, нужно покупать аккумулятор проверенной марки и в официальной торговой точке.

Около десяти лет назад маркетологи компании «Роберт Бош Украина» рассказали мне, как удивил их невиданный спрос на аккумуляторы Bosch в украинской сети Bosch Service. Батареи были разметены покупателями сразу, едва только они появились на прилавках. Хотя поначалу не планировались компанией к продажам и были завезены в ограниченном количестве для… оформления витрин! Проанализировали: многократно обжегшийся на дешевых батареях no name, покупатель обратил внимание на уважаемый бренд и оказался готов платить за качество. Сегодня только легковых батарей Bosch в стране продается пять линеек, не считая тяжелой грузовой группы, АКБ для мототехники, кемперов и яхт. Ведь какими деньгами можно измерить то чувство уверенности, с которой ты каждое утро зимой выходишь к заледеневшей машине, зная, что она заведется наверняка?

Информация из официального сайта https://www.boschcarservice.com/ua/ru